13 июля 2022
В форсайт-сессии в Нижнем Новгороде приняли участие более 100 представителей профильных региональных органов власти в сфере туризма из 69 регионов.
Основная задача туристического мастер-плана страны – повышение экономической, доходной роли туризма в экономике каждого региона и страны в целом. Об этом рассказала Елена Лысенкова, заместитель руководителя Ростуризма во время форсайт-сессии, посвященной межрегиональному сотрудничеству и мастер-планированию в туризме.
«Сейчас роль туризма в экономике страны недостаточно монетизирована, потенциал нашей отрасли намного больше чем 3% вклада в ВВП. В России уже есть монотуристические города, где 40-50% населения заняты в сфере туризма и гостеприимства, но есть и города, для которых туризм может стать спасением и перевести их на другой уровень экономического и социального развития. Результатом нашей работы должна стать схема развития туризма Российской Федерации до 2035 года, которая отражает вклад туризма в развитие экономики каждого региона и страны в целом», - отметила заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Елена Лысенкова.
Профессионалы и эксперты индустрии гостеприимства со всей страны обсудили возможности отраслевого мастер-планирования как инструмента развития туризма, учитывающего все компоненты необходимые для работы отрасли. В течение трех дней участники форсайт-сессии делились опытом в сфере развития инфраструктуры, логистики, кадров, работы с природными территориями и объектами показа.
Одной из главных целей групповой работы стало обсуждение моделей межрегионального взаимодействия, выявление новых точек притяжения и разработка новых межрегиональных маршрутов.
Туристический мастер-план России разрабатывается ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) по инициативе Федерального агентства по туризму в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и будет представлен в правительство до конца 2022 года. Реализация проекта запланирована до 2035 года.
Первый этап разработки туристического мастер-плана включает базовый анализ и определение основных тенденций пространственного развития туризма в РФ.
«Мастер-план станет инструментом для развития территории страны как единого туристического пространства и повышения ее привлекательности для российских и иностранных туристов. На первом этапе работ мы проанализировали туристическую инфраструктуру страны, ее сильные и слабые стороны. Комплексное исследование транспорта, туристических сервисов, маршрутов, объектов показа позволило сформировать общую картину и видение того, что нужно менять в первую очередь и какие направления туризма развивать», – рассказала руководитель Проектного офиса ООО «ПроГород» Ксения Титова.
Следующая задача – определить, какие объем и уровень инфраструктуры должны быть сформированы с учетом полученных данных и как привлечь инвесторов к ее созданию, чтобы спрос был полностью удовлетворен.
«Камчатка является одной из пилотных территорий по мастер-планированию на Дальнем Востоке, поэтому мы уже погружены в эту тематику и активно занимаемся ею с прошлого года. Во время форсайт-сессии у нас родилась идея нового туристического маршрута, который объединил бы Камчатский край и Санкт-Петербург. Также, как только речь зашла о зимнем туризме, все участники сессии единодушно признали, что зимний отдых и зимние приключения - это, безусловно, Камчатка. На таких мероприятиях, когда регионы имеют возможность очного общения, рождаются порой неожиданные варианты маршрутов, и налаживается межрегиональное сотрудничество», - рассказала заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра Ольга Соловей.
Добавим, разработка федеральной туристической схемы ведется с учетом мнений жителей регионов и туристов – в рамках проекта уже проведено масштабное социологическое исследование и серия глубинных интервью с представителями туротрасли, а на каждом этапе предусмотрено проведение форсайт-сессии с участием органов власти и экспертного сообщества. Кроме того, в рамках проекта в июне запущена краудсорсинговая платформа «развиваемтуризм.рф», на которой до 9 августа можно поделиться своими идеями и предложениями по развитию туризма в России.